Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
24.02.2017, 13:39
Вышивка в Брянске
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
О рукоделии [14]
Админ.сайта

Мини-чат

Главная » Статьи » Статьи » О рукоделии

Пяльцы: многовековая история

Практически в каждом
художественном или краеведческом музее можно встретить предметы одежды
и быта, украшенные вышивкой. А вот пяльцы, непременный атрибут
вышивального искусства, встречаются в музейных экспозициях крайне
редко. А ведь их биография такая же богатая и древняя, как и у вышивки.

Само слово "пяльцы" произошло от
слова "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и
обозначается в словаре В.Даля, как "женский рукодельный верстак: раму
для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда,
предположительно пошло и известное выражение "пялить глаза", то есть
"стойко, упорно глядеть на что-то". Вышивание, кстати, невозможно
представить без напряженного, внимательного всматривания в работу. Этот
вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними
греки и римляне. Первые пяльцы были из упругого древесного прута,
согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали
ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски — "тамбур",
отсюда термин "тамбурный шов").

Самые древние пяльцы были круглыми, согнутыми из упругого древесного прута


В Древней Греции на рубеже VI-V
веков до н. э. стали пользоваться трапециевидными пяльцыми, при работе
их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа
вышивания: гладью и крестом. Состоятельные женщины занимались
рукоделием для удовольствия. А рабыни вышивали изделия для продажи.

Вышивальщица за трапециевидными пяльцами. Рисунок с краснофигурной вазы. Древняя Греция. Около 450 года до н. э.


 

Первые письменные упоминания о
русских вышивках относятся к X-XII векам. В "Домострое" говорится о
"прозрачном" вышивании по полотну как о работе, требующей большой
усидчивости, терпения и вырабатывающей характер женщины. Это рукоделие
называлось пяличным делом. "Прилежание пяличное" осваивалось девочками
с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько техник вышивки,
способны были на "хитроручное изрядство". А женщины, знающие все
секреты вышивального искусства, владели мастерством "шелковидного
ухищрения". Некоторые швы и стежки, например крестик, удобно выполнять
и без пялец. Однако чаще всего пяльцы помогали туго натянуть ткань и
сделать работу на высоком художественном уровне. В XIX веке самыми
распространенными пяльцами были круглые разборные. Они состояли из
внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения.

Так называемые швейцарские пяльцы из двух разъемных обручей с винтом для крепления к столу. Вторая половина XIX века


 

Круглые пяльцы (обычно
из карельской березы) в виде двух разъемных обручей с винтом.
Звенигородский уезд Московской губернии. Начало ХХ века. Москва,
Государственный исторический музей

 


Встречались также прямоугольные
пяльцы, глухие и разъемные, без ножек и на ножках. Круглые пяльцы
использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные — для холста
больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных фрагментов.
Для золотного шитья натяжение ткани на пяльцы особенно необходимо.
Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем обшивается
золотной нитью. Золотошвейки работали в самой лучшей, так называемой
чистой горнице. Их орудия и инструменты были самыми простыми и
дешевыми: рама, шило, ножницы, наперсток и иголка. Рама состояла из
четырех скругленных брусков диаметром примерно 2,5 сантиметра и длиной
55 сантиметров (иногда больше, в зависимости от размера вышивки).
Отступив от края, бруски наглухо перевязывали веревками крест-накрест
так, чтобы просвет рамы имел приблизительно 46-48 сантиметров. Швея
садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний
конец на стол, и вышивала.

Квадратные разъемные пяльцы. Конец XIX - начало ХХ века


 








В первой половине XIX века,
когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более
совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как
карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с
регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты
для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли
позволить себе женщины из привилегированных сословий.

Пяльцы в виде
столика с регулируемой рамой. На откидной крышке закреплены инструменты
для вышивания. Первая половина XIX века. Санкт-Петербург. Пушкинский дом



Квадратные разъемные пяльцы на ножках. 1900 год. Всемирная Парижская выставка


 

Крестьянки в 30-х годах ХIХ века
вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом, а обучать
девочек этому искусству начинали с восьми лет. На фабрике в поселке
Крестцы Нижегородской губернии сохранились старинные пяльцы.
Сколоченная из гладких жердочек квадратная рама устанавливалась на
стойки определенной высоты. Большие квадратные пяльцы в народе звали
"круглыми" — за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам,
причем строчильщицы подбирались с "одинаковой рукой", то есть опытные,
хорошо владеющие искусством вышивания.

Крестьянская семья за работой. Фотография 30-х годов XX века. Нижегородская губерния


 

Деревянные прямоугольные глухие пяльцы. Змиевский уезд Харьковской губернии. XIX век. Санкт-Петербург, Кунсткамера


 

Однако глухие пяльцы имели
существенный недостаток: большую вещь полностью закрепить в них было
нельзя, и приходилось каждую часть изделия "строчить" (вышивать)
отдельно, а затем сшивать. В конце 30-х годов XX века стали применяться
пяльцы новой конструкции. Прямоугольная рама теперь состояла из валиков
и поперечных линеек. Две стороны запяливаемой работы пришивали к
полоскам ткани, а две другие - к так называемым мешочкам, которые имели
прорези, обметанные в определенных местах. Через мешочки пропускали
прямые палки. Прочным шпагатом их оттягивали к линейкам, после чего
работу запяливали. Вышитую часть накручивали на валик, таким образом,
удавалось сохранять цельность изделия. Подобные пяльцы используются до
сих пор в крестецком вышивальном промысле. В 50-е годы в НИИ
художественной промышленности создали модернизированные пяльцы,
облегчающие долгий процесс запяливания ткани. Их разборный столик
состоял из двух боковых рам, двух деревянных тяг и стяжного бруска с
двумя клиньями. Боковые рамы имели подъемные ножки (по две на каждой)
со стопорными винтами, позволяющие регулировать высоту столика в
зависимости от роста вышивальщицы. Если задние ножки выдвинуть больше,
чем передние, угол наклона столика будет оптимальным — до 20 градусов.

Модернизированные пяльцы, созданные в НИИ художественной промышленности (Москва). Середина XX века


 

Нынешние мастерицы не испытывают
недостатка во всевозможных приспособлениях для натяжения канвы.
Деревянные и пластиковые, круглые, овальные, квадратные и
прямоугольные, они занимают целые разделы в российских и зарубежных
Интернет-магазинах. И это только пяльцы. А сколько разных станков
всевозможных конструкций выпускает современная промышленность? Но чаще
всего, рукодельницы пользуются такими же круглыми пяльцами из дерева,
как и их прабабушки.

Категория: О рукоделии | Добавил: Svetlana-Businka (18.03.2009)
Просмотров: 1258 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Друзья Бусинки: 0

Copyright MyCorp © 2017